Прямые закупки: выгода и риски

Печать

Концепцию прямых закупок лифтов у заводов-изготовителей Союзного государства для использования их при капремонте многоквартирных домов не первый год обсуждают на разных площадках и внутри лифтового комплекса России, и вне его. Не забыта она в Плане мероприятий («дорожной карте») по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации (3.2.).

Считается, что прямые закупки повысят эффективность использования средств региональных программ капремонта МКД на замену лифтов, обеспечат загрузку мощностей российских заводов. Однако в новой системе проглядываются некоторые потенциальные недостатки и риски. Перечислим их ниже.

При прямой закупке лифтов у заводов фонды капитального ремонта (ФКР) могут нести следующие дополнительные затраты:

1. Логистика и транспортировка:

- доставка лифтового оборудования от завода до объекта;

- страхование груза во время транспортировки.

2. Складирование и хранение:

- организация складских помещений для временного хранения оборудования;

- условия соблюдения температурного и влажностного режимов.

3. Проектирование и адаптация:

- разработка или корректировка проектной документации под специфическое оборудование;

- проведение экспертизы проектных решений.

4. Монтаж и пусконаладка:

- привлечение специализированных подрядчиков для установки оборудования;

- услуги по пусконаладке и сдаче объекта в эксплуатацию.

5. Строительный контроль:

- организация и оплата услуг строительного контроля при установке оборудования.

6. Юридические и организационные расходы:

- согласование с органами надзора (например, Ростехнадзором) перед вводом в эксплуатацию;

- оформление гарантийных обязательств и проверок на соответствие техническим требованиям.

7. Страховые и регуляторные взносы:

- дополнительные расходы на сертификацию и проверку оборудования на соответствие требованиям технического регламента.

8. Риски задержек и неустойки:

- если завод нарушает сроки поставки, ФКР может понести убытки, связанные с простоем работ и штрафными санкциями перед подрядчиками или заказчиками;

9. Управление закупочной деятельностью:

- оплата работы специалистов, ответственных за организацию закупки, включая подготовку конкурсной документации и взаимодействие с производителями.

10. Претензионный работа:

- с производителями по недокомплекту или ошибочной номенклатурой поставки.

Эти затраты требуют дополнительного планирования и учета, так как прямые закупки предполагают, что ФКР берет на себя часть функций, обычно выполняемых подрядными организациями.

Также напомним, что в конце прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России не согласовала проект внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 г. № 615 (далее – постановление № 615).

Проект разработали Минпромторг России и Минстрой России во исполнение п. 3.2 «дорожной карты» по развитию лифтовой отрасли в России.

По его замыслу, заключение регоператорами капремонта общего имущества в МКД договоров на выполнение работ по замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, включая поставку подрядной организацией лифтового оборудования, должно осуществляться исключительно с российскими заводами-изготовителями или их официальными дистрибьюторами, включенными в реестр квалифицированных подрядных организаций, сформированный в соответствии с постановлением № 615.

ФАС России в письме от 13.12.2024 г. № ГМ/115668/24 в адрес Минстроя России выделила несколько положений законопроекта, плохо стыкующихся с действующим российским законодательством.

Например, служба указала, что производство лифтового оборудования и работы по его ремонту (замене, монтажу, модернизации) относятся к различным товарным рынкам, при этом указанные работы не относятся к прямой деятельности заводов-изготовителей лифтов и в соответствии с выбранной специализацией могут выполняться различными хозяйствующими субъектами.

Думается, в случае с прямыми закупками лифтов полезно руководствоваться универсальным негласным правилом: прежде, чем решительно трансформировать какую-либо сферу (например, лифтовый рынок), важно тщательно просчитать все последствия поворотных решений, чтобы не замеченные вовремя их изъяны не затмили ожидаемую выгоду.