Концепцию прямых закупок лифтов у заводов-изготовителей Союзного государства для использования их при капремонте многоквартирных домов не первый год обсуждают на разных площадках и внутри лифтового комплекса России, и вне его. Не забыта она в Плане мероприятий («дорожной карте») по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации (3.2.).
При прямой закупке лифтов у заводов фонды капитального ремонта (ФКР) могут нести следующие дополнительные затраты:
1. Логистика и транспортировка:
- доставка лифтового оборудования от завода до объекта;
- страхование груза во время транспортировки.
2. Складирование и хранение:
- организация складских помещений для временного хранения оборудования;
- условия соблюдения температурного и влажностного режимов.
3. Проектирование и адаптация:
- разработка или корректировка проектной документации под специфическое оборудование;
- проведение экспертизы проектных решений.
4. Монтаж и пусконаладка:
- привлечение специализированных подрядчиков для установки оборудования;
- услуги по пусконаладке и сдаче объекта в эксплуатацию.
5. Строительный контроль:
- организация и оплата услуг строительного контроля при установке оборудования.
6. Юридические и организационные расходы:
- согласование с органами надзора (например, Ростехнадзором) перед вводом в эксплуатацию;
- оформление гарантийных обязательств и проверок на соответствие техническим требованиям.
7. Страховые и регуляторные взносы:
- дополнительные расходы на сертификацию и проверку оборудования на соответствие требованиям технического регламента.
8. Риски задержек и неустойки:
- если завод нарушает сроки поставки, ФКР может понести убытки, связанные с простоем работ и штрафными санкциями перед подрядчиками или заказчиками;
9. Управление закупочной деятельностью:
- оплата работы специалистов, ответственных за организацию закупки, включая подготовку конкурсной документации и взаимодействие с производителями.
10. Претензионный работа:
- с производителями по недокомплекту или ошибочной номенклатурой поставки.
Эти затраты требуют дополнительного планирования и учета, так как прямые закупки предполагают, что ФКР берет на себя часть функций, обычно выполняемых подрядными организациями.
Также напомним, что в конце прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России не согласовала проект внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 г. № 615 (далее – постановление № 615).
Проект разработали Минпромторг России и Минстрой России во исполнение п. 3.2 «дорожной карты» по развитию лифтовой отрасли в России.
По его замыслу, заключение регоператорами капремонта общего имущества в МКД договоров на выполнение работ по замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, включая поставку подрядной организацией лифтового оборудования, должно осуществляться исключительно с российскими заводами-изготовителями или их официальными дистрибьюторами, включенными в реестр квалифицированных подрядных организаций, сформированный в соответствии с постановлением № 615.
ФАС России в письме от 13.12.2024 г. № ГМ/115668/24 в адрес Минстроя России выделила несколько положений законопроекта, плохо стыкующихся с действующим российским законодательством.
Например, служба указала, что производство лифтового оборудования и работы по его ремонту (замене, монтажу, модернизации) относятся к различным товарным рынкам, при этом указанные работы не относятся к прямой деятельности заводов-изготовителей лифтов и в соответствии с выбранной специализацией могут выполняться различными хозяйствующими субъектами.
Думается, в случае с прямыми закупками лифтов полезно руководствоваться универсальным негласным правилом: прежде, чем решительно трансформировать какую-либо сферу (например, лифтовый рынок), важно тщательно просчитать все последствия поворотных решений, чтобы не замеченные вовремя их изъяны не затмили ожидаемую выгоду.
< Предыдущая | Следующая > |
---|