Лифты уязвимой категории

Печать

Российские лифты, отработавшие назначенный срок службы до 15 февраля 2025 года, предстоит привести в соответствие с требованиями Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) до 15 февраля 2030 года. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 29 ноября 2024 года № 112 сдвинуло принципиальную дату на пять лет, но не уточнило, как поступать с лифтами, у которых этот срок истекает, начиная с 16 февраля текущего года. Специалисты поясняют, в чем уязвимость положения этой категории подъемного оборудования, чем она чревата, и рассуждают, как можно было бы исправить ситуацию.

Четкий механизм продления срока эксплуатации таких лифтов и подтверждения их соответствия Техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) отсутствует, что порождает ряд проблем.

Неопределенность законодательства: текущие нормы не содержат четких указаний о том, каким образом и на каких условиях может быть продлен срок службы лифтов, соответствующих техническому регламенту.

Проблема давняя, начиная с первой редакции техрегламента, но до сих пор не нашла эффективного решения.

Потенциальные риски безопасности: отсутствие четких регламентов и механизмов контроля может негативно сказаться на безопасности эксплуатации устаревших лифтов.

Таким образом, ключевая проблема состоит в необходимости актуализации и уточнения нормативной базы, чтобы учесть все сценарии эксплуатации лифтов с истекающим сроком службы.

Для решения обозначенной проблемы, вероятно, помогут следующие шаги.

В части разработки нормативно-правовой базы:

внести изменения в Правила организации безопасного использования и содержания лифтов… (утв. Постановление Правительства РФ от 20.10.2023 №1744), включив в них:

четкий порядок продления срока службы лифтов, включая перечень условий и критериев продления;

установление максимального срока продления эксплуатации лифтов после истечения их назначенного срока службы;

определение ответственности за проведение обследований и принятие решений о продлении срока эксплуатации.

В части разработки стандартов и методик:

обновить или создать стандарты, которые регламентируют проведение обследования технического состояния лифтов, определение сроков их дальнейшей эксплуатации и условий для продления;

установить обязательный характер этих стандартов, чтобы они не носили добровольного характера.

В части организации независимой экспертизы:

ввести обязательные независимые экспертизы для лифтов с истекающим сроком службы, которые будут оценивать техническое состояние и возможность дальнейшей эксплуатации;

установить требования к аккредитации экспертных организаций и специалистов, проводящих такие обследования.

В части информирования и разъяснения для заинтересованных сторон:

организовать информационную кампанию для собственников лифтов, эксплуатирующих организаций и органов контроля;

разъяснить, какие шаги необходимо предпринять для приведения лифтов в соответствие с требованиями регламента и продления срока их эксплуатации.

В части создания переходного периода:

установить переходный период для реализации новых требований, чтобы избежать массовых сбоев в эксплуатации лифтов;

обеспечить поддержку лифтового хозяйства в виде субсидий или иных мер для собственников, которые сталкиваются с экономическими трудностями при замене или модернизации лифтов.

В части мониторинга и корректировки подходов:

ввести систему мониторинга технического состояния и эксплуатации лифтов, чтобы своевременно выявлять проблемы и вносить необходимые корректировки в нормативные акты;

установить ответственность органов надзора за контроль выполнения новых правил.

Как видится, эти меры помогут обеспечить безопасность эксплуатации лифтов, защиту интересов собственников и гармонизацию подходов к управлению лифтовым хозяйством на уровне Евразийского экономического союза.