
Четкий механизм продления срока эксплуатации таких лифтов и подтверждения их соответствия Техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) отсутствует, что порождает ряд проблем.
Неопределенность законодательства: текущие нормы не содержат четких указаний о том, каким образом и на каких условиях может быть продлен срок службы лифтов, соответствующих техническому регламенту.
Проблема давняя, начиная с первой редакции техрегламента, но до сих пор не нашла эффективного решения.
Потенциальные риски безопасности: отсутствие четких регламентов и механизмов контроля может негативно сказаться на безопасности эксплуатации устаревших лифтов.
Таким образом, ключевая проблема состоит в необходимости актуализации и уточнения нормативной базы, чтобы учесть все сценарии эксплуатации лифтов с истекающим сроком службы.
Для решения обозначенной проблемы, вероятно, помогут следующие шаги.
В части разработки нормативно-правовой базы:
внести изменения в Правила организации безопасного использования и содержания лифтов… (утв. Постановление Правительства РФ от 20.10.2023 №1744), включив в них:
четкий порядок продления срока службы лифтов, включая перечень условий и критериев продления;
установление максимального срока продления эксплуатации лифтов после истечения их назначенного срока службы;
определение ответственности за проведение обследований и принятие решений о продлении срока эксплуатации.
В части разработки стандартов и методик:
обновить или создать стандарты, которые регламентируют проведение обследования технического состояния лифтов, определение сроков их дальнейшей эксплуатации и условий для продления;
установить обязательный характер этих стандартов, чтобы они не носили добровольного характера.
В части организации независимой экспертизы:
ввести обязательные независимые экспертизы для лифтов с истекающим сроком службы, которые будут оценивать техническое состояние и возможность дальнейшей эксплуатации;
установить требования к аккредитации экспертных организаций и специалистов, проводящих такие обследования.
В части информирования и разъяснения для заинтересованных сторон:
организовать информационную кампанию для собственников лифтов, эксплуатирующих организаций и органов контроля;
разъяснить, какие шаги необходимо предпринять для приведения лифтов в соответствие с требованиями регламента и продления срока их эксплуатации.
В части создания переходного периода:
установить переходный период для реализации новых требований, чтобы избежать массовых сбоев в эксплуатации лифтов;
обеспечить поддержку лифтового хозяйства в виде субсидий или иных мер для собственников, которые сталкиваются с экономическими трудностями при замене или модернизации лифтов.
В части мониторинга и корректировки подходов:
ввести систему мониторинга технического состояния и эксплуатации лифтов, чтобы своевременно выявлять проблемы и вносить необходимые корректировки в нормативные акты;
установить ответственность органов надзора за контроль выполнения новых правил.
Как видится, эти меры помогут обеспечить безопасность эксплуатации лифтов, защиту интересов собственников и гармонизацию подходов к управлению лифтовым хозяйством на уровне Евразийского экономического союза.
< Предыдущая | Следующая > |
---|