?????? ????????? ???????
Главная Новости Комиссия Госдумы совещалась в Ярославле

Комиссия Госдумы совещалась в Ярославле

3 июня в Ярославле состоялось выездное совещание Комиссии Государственной Думы по обеспечению жилищных прав граждан. На нем сконцентрировались на двух важных темах: развитие в России наемного жилья социального использования и совершенствование законодательной базы проведения капитального ремонта многоквартирных домов – она более близка для лифтового комплекса.

По второй теме выступили председатель Комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан Галина Хованская, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Алексей Ересько, представители публично-правовой компании «Фонд развития территорий», Фонда «Институт экономики города», Национального Лифтового Союза, Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России, субъектов Российской Федерации.

Докладчики-лифтовики в первую очередь коснулись таких сюжетов, как продление срока приведения лифтов в соответствие с содержанием Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), установление государственного надзора и контроля за вертикальным транспортом, утверждение перечня минимальных трудозатрат на техническое обслуживание лифтов, контроль за специализированными лифтовыми организациями (СЛО).

Первый вице-президент Национального Лифтового Союза Алексей Захаров разъяснил несколько принципиальных моментов.


Прежде всего, он уточнил: продвинуться с обновлением лифтового парка России предполагается не за счет продления срока эксплуатации самих лифтов с 25 до 30 лет, а за счет растягивания временного отрезка, отведенного для достижения требований отраслевого техрегламента! Неверная трактовка возникла недавно.

В 2013 году, напомнил спикер НЛС, с утверждением ТР ТС 011/2011, лифтовая отрасль России перешла на новый уровень технической безопасности и приняла на себя обязательство подтянуть до него все лифты (первоначально предполагалось успеть до 15 февраля 2020 года).

Выполнение обещания усложнил ряд объективных причин, связанных с ограничениями из-за пандемии коронавируса, ростом цен на стройматериалы и новыми ограничениями и издержками из-за введенных против России экономических санкций.

На успех здесь сильно влияет не только способность отечественных производителей произвести необходимое количество лифтов, но и кадровый потенциал отрасли, особенно по линии монтажа. Его развитием НЛС тоже занимается.


При этом лифты, чье техническое обслуживание было качественным, после обследования их состояния и официального продления нормативного срока службы уже сегодня могут служить и реально служат по 27-30 лет. Нельзя утверждать, что по истечении 25 лет с ними тут же случатся неприятности.

Процедура ввода лифта в эксплуатацию после замены в рамках программы капитального ремонта МКД – еще одно актуальное направление, которого коснулись на совещании.

Ростехнадзор в прошлом году утратил полномочия по вводу лифтов в строй. Решение об этом по-прежнему принимает владелец оборудования (например, управляющая организация), но на профессиональную помощь инспектора при проверке соответствия оформленных документов и качества выполненных работ он рассчитывать уже не в силах.

Бытует заблуждение о высоком профессионализме всех без исключения испытательных лабораторий (центров), – рассказал участникам встречи Алексей Захаров. – То есть, получив акт полного технического освидетельствования, владелец якобы может быть абсолютно спокойным. Напомним, что чаще всего услугу по техосвидетельствованию лифта заказывает монтажная организация.


Соответственно, владельцу необходимо ответственнее готовиться к процессу ввода лифта в эксплуатацию, соблюдать требование о наличии в трудовом штате специалиста по организации эксплуатации лифтов, помнить о возможности привлечь к процедуре со своей стороны независимого технического заказчика или, что проще всего, специализированную сервисную организацию, которой предстоит обслуживать лифт.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 г. № 1744 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов...» (вступает в силу с 1 сентября этого года) подчеркивает значимость постановки лифтов после монтажа на государственный учет в Ростехнадзоре (операцию можно проделать даже через электронные сервисы). Но постановление не обязывает прилагать к пакету необходимых документов договор со специализированной сервисной организацией.

В связи с этим прозвучало предложение: управляющая организация как владелец оборудования должна либо сама вписываться в нормы, дающие право обслуживания лифтов, либо предоставлять подписанный договор с СЛО. Возможно, это требование введут в перечень лицензионных требований к управляющим организациям, – предположил Алексей Захаров.

На совещании состоялся очередной виток дебатов о будущем специальных счетов в МКД.

Большая часть не замененных лифтов с истекшим сроком эксплуатации находится именно на спецсчетах, упомянул заместитель главы Минстроя России Алексей Ересько, поэтому их владельцев желательно побуждать к более энергичным действиям в этом русле.

Министерство строительства и ЖКХ и представители регионов считают, что наличие спецсчетов сильно осложняет проведение программ капремонта: деньги часто тратятся не по назначению, качество работ низкое… Истратив деньги, собственники нередко решают перейти в «общий котел», после чего на него ложится вся обязанность провести запланированные работы.


Особенно сложная ситуация сложилась с заменой лифтов на спецсчетах. Этот вид работ собственникам зачастую не по карману.

Депутат Галина Хованская и ряд экспертов пытались защитить владельцев спецсчетов. Они настаивали, что в этих домах проживают активные собственники, которых необходимо поддержать дешевыми кредитами и бюджетными средствами.

Варианты выхода из затруднения «спецсчетникам» предлагают Ассоциация «Российское лифтовое объединение» и Комиссия по лифтам Общественного совета при Минстрое России.

Один из них – уже отработанная программа ускоренной замены лифтов в МКД со специальными счетами. Второй – перспективный финансовый инструмент для привлечения внебюджетных средства на замену лифтов за счет облигационных займов.

Несмотря на оживленные дискуссии, на совещании так и не удалось прийти к единому мнению насчет оправданности или ненужности существования специальных счетов в системе капитального ремонта российских МКД.

Окончательный проект повестки

 

Перепечатка материалов официального сайта возможна при условии сохранения всех ссылок внутри текста и
наличии активной и индексируемой ссылки на lift.ru как источник