Съезд лифтовиков: откровенные дискуссии и взвешенные решения

Print

продолжение

Безусловно, вопросы контроля в лифтовой сфере играют крайне важное значение. Но, для того, чтобы что-то контролировать, надо знать какие требования нужно контролировать, какие требования заложены в строительных нормах, какие нормы заложены в российских стандартах на наше оборудование.

Вопросам совершенствования межгосударственного законодательства и нормативной базы вертикального транспорта в свете технического регулирования было посвящено выступление председателя технического комитета по стандартизации ТК-209 Льва Вольф-Тропа.  Самым критичным явлением в современной стандартизации Лев Иосифович назвал понятие добровольного применения стандартов или других норм. Правда, он смягчил остроту вопроса тем, что, по его наблюдениям, в последнее время приходит понимание того, что не всегда огульная нормативная свобода имеет право быть. Все чаще наблюдается на законодательном уровне тренд к усилению роли обязательных требований. В частности, — отметил докладчик, — в Законе о стандартизации сказано, что если в нормативно-правовой акт вводится ссылка на стандарт, то он становится обязательным. Это положительно во всех ракурсах. Далее Лев Иосифович рассказал о совместной работе с европейскими специалистами над рядом нормативных документов, основанных на европейских стандартах по требованиям к методам испытаний и расчета основных несущих узлов лифтов.

Продолжил тему законодательного регулирования, но несколько в ином направлении Владимир Котельников, председатель Национального союза саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности. Он, в частности, затронул ряд вопросов, касающихся состояния системы экспертизы промбезопасности на современном этапе, особо остановившись на проблеме подготовки и аттестации экспертов в области промышленной безопасности. Как отметил Владимир Семенович, современная система обучения экспертов далека от совершенства и требует серьезной реформации. И тем не менее, сейчас экспертиза является ключевым инструментом действующей в Российской Федерации системы предупреждения аварийности на опасных производственных объектах. По состоянию на 1 апреля этого года в сфере осуществляют деятельность более 4000 экспертных организаций, в которых трудится почти 6,5 тысяч экспертов. Ежегодно ими подготавливается более 350 тысяч экспертных заключений. Подавляющее количество этих заключений, 75%, приходится на экспертизу, связанную с продлением назначенных сроков эксплуатации машин и оборудования строительных конструкций, зданий и сооружений. Последние годы в этой сфере накопилось множество проблем, которые самым непосредственным образом влияют на качество экспертизы и снижают общий уровень промышленной безопасности в стране. Это, прежде всего, проблемы в нормативно-методической базе экспертизы, отсутствие у экспертных организаций необходимых стимулов к качеству выполнения работ, отсутствие механизмов очистки рынка от недобросовестных участников, отсутствие механизма проработки финансовой ответственности экспертных организаций за выполнение своих обязательств перед потребителем их услуг. В 2015 году Ростехнадзором проведена большая работа по разработке и внедрению новой системы аттестации экспертов в области промышленной безопасности. С этой целью было инициировано принятие Постановления Правительства об аттестации экспертов в области промышленной безопасности, а также принятия ряда нормативно-правовых актов, устанавливающих новые квалификационные требования в области аттестации, требования к проведению квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене. В обсуждении документов по новому порядку аттестации экспертов приняли участие сотни экспертов. Только по проекту Приказа «О внесении изменений в правила проведения экспертизы промышленной безопасности» было составлено 211 мнений. К сожалению, ни одно из них Ростехнадзором не было принято.

О проблемах в системе страхования лифтового оборудования и новых изменениях в законе, которые вступят в силу с 6 сентября 2016 года, рассказал Александр Колесников, председатель Национального Союза страховщиков ответственности. Он сообщил, что наконец-то законодательством учтены наши предложения по поводу того, что страховые выплаты за погибшего должны получать не только иждивенцы. Случай на улице Обручева, когда погиб ребенок, и его родители получили только 25 000 на погребение, – это категорически не правильно. С 6 сентября деньги будут получать не только иждивенцы, но и близкие родственники: родители, дети, супруги. Это очень правильно и справедливо. Далее Александр Владимирович остановился на совместной работе лифтовиков и страховщиков в вопросах урегулирования страховых возмещений при авариях, четкого определения лица обязанного страховать лифты и сообщил об увеличении страховых выплат юридическим лицам в ряде случаев.

Затем на трибуну поднялся Михаил Степанов, заместитель директора Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ). Он отметил, что основные критерии безопасности, обеспечиваются квалифицированными кадрами. МГСУ первый в СССР начал подготовку специалистов-лифтовиков С 1975 года ВУЗ выпустил только по лифтовой специальности более 4 тысяч специалистов. Кроме того, Михаил Алексеевич сообщил, что специалисты университета разработали и успешно применяют системы переподготовки и дополнительного профессионального образования (ДПО), причем на разных уровнях. Особенно популярной на сегодня является форма дистанционного образования, которая удобна для тех, кто живет и работает не в Москве. Только за прошлый 2015 год по этой форме в университете прошли обучение и получили соответствующие дипломы 24 лифтовика.

Завершали первую половину дня работы Съезда представители, непосредственно, что называется, работающие на лифтах: Таисия Ермолина, генеральный директор «Ярославльлифт», член Комитета регионального развития АДС «СО «Лифтсервис», и Александр Абрамов, советник генерального директора ООО «Радел», член Совета АДС «СО «Лифтсервис». В обоих выступлениях речь шла о том, как обеспечить безопасность при эксплуатации  подъемного оборудования и какие изменения необходимо внести в нормативные документы. В частности речь шла о Техническом регламенте Таможенного Союза и о ПУБЭЛ — правилах устройства и безопасной эксплуатации лифтов.

 

Last Updated on Tuesday, 19 April 2016 17:13