Механизмы совершенствования закупочной деятельности в рамках госзаказа

Печать

21 июля 2015 года в офисе Технического комитета 066 (Росстандарт) (Москва, Нащокинский переулок, дом 12, стр. 2) состоялся круглый стол на тему: «Квалификация и репутация участников госзаказа как основа его успешного исполнения». Вел заседание председатель ТК 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» Владимир Михайлович Шахов.

 

Повестка круглого стола включала пять вопросов:

1.Система госзаказа в новых экономических условиях. Готовность № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стать одним из ключевых этапов развития строительной отрасли. Статистика и аналитика исполнения госконтрактов в строительстве в 2014 году.

2.Когда цена - не главный критерий. Станут ли нематериальные критерии надежной основой для осуществления закупок в строительной сфере? Мнения экспертов о концепции проекта ФЗ «О строительном подряде для государственных и муниципальных нужд отдельных юридических лиц».

3.Прогрессивные стандарты на службе госзаказчика. Какие возможности открывает перед отраслевыми профессиональными объединениями право прямых ссылок на национальные стандарты?

4. Эффективные механизмы повышения ответственности института саморегулирования за квалификацию и деловую репутацию своих членов.

5. Стандарты нового поколения по оценке нематериальных критериев компаний: от пилотных проектов к системе. Обоснованность рекомендаций ФАС при использовании критерия деловой репутации в конкурсных процедурах.

Эпиграфом к обсуждению первого вопроса послужило высказывание Валентины Ивановны Матвиенко: «Прошло почти полтора года с тех пор, как закон заработал, и мы видим, что на практике эта нереальная экономия оборачивается использованием дешевых, но некачественных материалов, устаревшей техники и технологий, неквалифицированной рабочей силы».

Открывая дискуссию, старший вице-президент Московской торгово-промышленной палаты (МТПП), депутат Московской городской думы Владимир Михайлович Платонов заявил: «Надо уже перестать гордиться, называя суммы, которые были сэкономлены на конкурсах. Мне, как человеку с прокурорским прошлым, это говорит, что, первое, оценка стоимости работ была завышена. Второе, та организация, которая снижает заявленную стоимость, должна указать по каким основаниям она это делает. Без такого обоснования эти люди должны автоматически исключаться из конкурса.

Но, самое главное, в законе не указано кто работает с предпринимателями. Ни одна общественная организация не наделена полномочиями контроля за предпринимателями. МТПП, принимая в члены, договаривается, что предприниматель предоставляет о себе сведения, характеризующие его, как добропорядочного предпринимателя. МТПП предлагает ввести в № 44-ФЗ характеристику того предпринимателя, который участвует в конкурсе».

Он сообщил, что в Москве зарегистрировано около 1 млн организаций, а балансы, в том числе и нулевые, сдают только 460 тыс организаций. Где остальные неизвестно. Государство не может поставить контролера рядом с каждым предпринимателем, нужно дать возможность общественным организациям, принимая в свои члены, вывешивать на сайтах информацию о его добропорядочности.

Продолжая обсуждение, В.М. Шахов предложил внести в закон систему предквалификации. Он сообщил, что предквалификация предлагалась при обсуждении законопроекта, но не была в него включена.

Вице-президент Национального Лифтового Союза (НЛС) Иван Григорьевич Дьяков напомнил, что в строительной отрасли созданы два национальных объединения НОСТРОЙ и НОПРИЗ. При обсуждении законопроекта строительное сообщество дало свои предложения, но их не услышали. Закон сделан под чиновника и идет в разрез с профессиональной деятельностью. НОСТРОЙ разрабатывает специальный закон для строительной отрасли, потому что «аукцион для строителей – это смерть».

Вице-президент Союза Строителей Железных Дорог (ССЖД) Алексей Витальевич Степаненко предложил оценивать организации, приходящие на конкурсы по госзаказу, по опыту предыдущей работы. Он также отметил, что существует проблема субъективизма заказчика. Предквалификация не должна зависеть от заказчика. Необходимо создать реестр компаний, по информации которого можно было бы судить о добросовестности компании.

В.Н. Платонов отметил, что когда было предложено внести конкурсное требование пятилетнего срока существования компании, такие компании стали «выращиваться», сдавая в течение этого срока нулевые балансы. Сейчас уже «выращены» компании с десятилетним сроком. По его мнению, необходимо учитывать, кто является руководителем компании, зарегистрирована ли она в оффшоре.

Об опыте работы в Республике Беларусь проинформировала собравшихся начальник Республиканского центра управления качеством строительства Ирина Александровна Колесникова.

В рамках второго вопроса обсуждался тезис, высказанный начальником Управления технического регулирования НОСТРОЙ Юрием Николаевичем Моисеевым: «В данный момент времени, система грамотного отбора подрядчиков при выполнении как государственных, так и частных заказов как работающий механизм, позволяющий обеспечить необходимый результат, отсутствует. То есть, нет четких критериев отбора и действующие механизмы, заложенные в № 44-ФЗ, не дают возможности отсекать недобросовестных подрядчиков и выводить на рынок только те организации, которые имеют уже и положительный опыт, и положительную репутацию. Мне кажется, что данная проблема сейчас имеет несколько путей своего решения, одним из которых идет ТК 066, создавая линейку стандартов по оценке деловой репутации».

«Стандарты – один из главных инструментов ипортозамещения» - стало лейтмотивом обсуждения третьего вопроса. Современные стандарты для российского производителя – это ключ к расширению рынка сбыта для своей продукции на внутреннем рынке и возможность для экспансии на внешние рынки. Сегодня это реальная возможность использовать новые технологии на основе лучших мировых практик. В этом смысле стандарты – это своего рода летопись научно-технических достижений, которые уже есть на текущий момент, это библиотека открытых технологий, где любой специалист может применить их на практике.

Для бизнеса стандарты позволяют снизить неэффективные издержки. Измерить выгоды от применения стандартов можно миллиардами сэкономленных рублей (в крупных отраслях или на глобальных рынках), сотнями спасенных жизней (если говорить о сфере пожарной безопасности или атомной энергетики) и значительным сокращением времени на месяцы и годы эволюционного развития при быстром переходе на новый технологический уклад. Без стандартов быстро сделать это не получится.

Среди новелл закона о стандартизации - возможность защиты интересов отечественного производителя инструментами стандартизации. Соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В требованиях к конкурсной документации предлагается прописать условие о преимущественном осуществлении госзаказа по стандартам. Это позволит повысить прозрачность конкурсных процедур и эффективность расходования бюджетных средств.

Четвертый вопрос осветил в своем выступлении первый заместитель генерального директора ОАО «ВНИИС», Президент Международной Гильдии профессионалов качества Иван Иванович Чайка. Он подчеркнул, что сам механизм оценки должен вызывать доверие. В ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций» закладывалась концепция такой системы, которая себя бы не опорочила, которой можно было бы доверять. По его мнению, такую систему удалось создать.

Обсуждение пятого вопроса началось с ознакомления с позицией ФАС, высказанной начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС Татьяной Павловной Демидовой: «Практика применения таких критериев, как деловая репутация может быть, но при установлении таких критериев необходимо раскрыть содержание, что будет оцениваться. Нужен четкий и прозрачный механизм, позволяющий участникам закупки изначально при подаче заявки сформулировать свои предложения и понять, на какое количество баллов он сможет рассчитывать при оценке его опыта. Самая основная задача – это сделать механизм оценки прозрачным, понятным и адекватным».

Эксперт Некоммерческого партнерства Национальный ситуационный центр развития саморегулирования «Специальный Ресурс» Даниил Сергеевич Супрунчук рассказал об оценке добросовестности строительной организации. Он перечислил важные характеристики добросовестности подрядчиков: объем основных средств, что из себя представляет генеральный директор компании, качество управленческого состава, кадровый состав компании. Основной вопрос, как формализовать эти требования?

«Другого эффективного инструмента, кроме как стандарт, удовлетворяющего требованиям формализации и объективизации, какого либо процесса сегодня не придумано.

Мы считаем, что та система и те критерии, которые легли в основу в пилотный проект ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций», а в последствии в основу Национальной системы стандартов 66001 «Система оценки опыта и деловой репутации», они, в принципе, правильные.

Мы идем к тому, чтобы деловая репутация стала стандартизируемым процессом», - заявил Д.С. Супрунчук.

Обсудив все вопросы, участники круглого стола подготовили резолюцию, в которой, в частности, было предложено:

- ходатайствовать перед Министерством строительства и ЖКХ РФ о выработке для государственных и муниципальных заказчиков единых требований по сбору, обобщению и публикации статистической отчетности в сфере закупок в строительной отрасли;

поручить ТК 066 совместно с НОСТРОЙ рассмотреть вопрос о возможности интеграции опыта по сертификации строительных компаний на соответствие требованиям национального стандарта ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций».

voms.ru

Обновлено 24.07.2015 12:35