18 декабря Технический комитет по стандартизации ТК 209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и платформы подъемные для инвалидов» провел заседание по итогам 2024 года, где обсуждались и приоритеты его работы на 2025 год.
За минувшие 12 месяцев техкомитет выполнил свои планы по Программе национальной стандартизации (ПНС) 2023-2024 годов.
Так, Росстандарт приказами утвердил три межгосударственных и три национальных стандарта, созданных коллективом ТК 209. Они вступают в силу с 1 января 2025 года и касаются актуальных аспектов, связанных с деятельностью лифтовых организаций при выпуске продукции в обращение и в период ее эксплуатации.
Это ГОСТ 35077-2024 «Модификация лифтов в период назначенного срока службы. Общие требования», ГОСТ 34441-2024 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования», ГОСТ 34303-2024 «Лифты. Общие требования к руководству (инструкции) по техническому обслуживанию», ГОСТ Р 71555-2024 «Лифты. Правила сертификации лифтов и устройств безопасности лифтов при окончании срока действия сертификата соответствия», ГОСТ Р 71556-2024 «Лифты. Правила оценки соответствия при внесении изменений в конструкцию», ГОСТ Р 71557-2024 «Лифты. Декларирование соответствия перед вводом в эксплуатацию. Доказательства организации, выполнившей монтаж лифта».
Председатель ТК 209 Лев Вольф-Троп отметил, что часть из этих стандартов планируется предложить в Перечень стандартов к Техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011). Тогда их смогут использовать для подтверждения соответствия продукции требованиям техрегламента (другой вариант – подтверждать ее соответствие техрегламенту напрямую). Перечень стандартов утверждает Евразийская экономическая комиссия.
На деловой встрече с докладами выступили разработчики первых редакций национальных и межгосударственных стандартов по программе 2024 года.
Некоторые из них уже прошли процедуру публичного обсуждения, например, это ГОСТ «Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Термины и определения» и ГОСТ «Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Часть 1. Глобальные существенные требования безопасности».
По его результатам, после доработки стандартов с учетом замечаний и предложений, ТК 209 намеревается рекомендовать Росстандарту выставить эти два ГОСТа на голосование странами-членами Евразийской экономической комиссии.
После публичного обсуждения также дорабатываются национальные стандарты из ПНС-2024. Например, это стандарты в области оценки соответствия, о порядке введения в эксплуатацию платформ подъемных для инвалидов, в области использования электрических, электронных и программируемых лифтовых систем безопасности. Ориентировочно, в конце января – начале февраля следующего года ТК 209 примет окончательное решение об их судьбе.
В ПНС 2025-2026 годов ТК 209 собирается предложить разработку 10 стандартов. Из них 4 межгосударственных стандарта в первой редакции будут создаваться с опорой на последние европейские и международные стандарты EN/ISO, подготовленные на основе опыта Европейского комитета по стандартизации и других организаций.
Имеются в виду стандарты на правила и методы оценки соответствия и сертификации лифтов, устройств безопасности лифтов, стандарт на общие требования безопасности к устройству и установке лифтов, стандарт на расчет основных несущих узлов лифта.
При обновлении отечественной базы стандартов ценные нормативно-технические наработки зарубежных коллег помогут продукции российских лифтостроительных предприятий оставаться на уровне самых современных запросов в части безопасности.
Кроме того, программа подразумевает разработку шести национальных стандартов по техническому освидетельствованию и обследованию эскалаторов, пассажирских конвейеров и подъемных платформ для инвалидов перед вводом в эксплуатацию, в период эксплуатации и при отработке назначенного срока службы. Этот вектор исходит из содержания Постановления Правительства РФ от 20.10.2023 г. № 1744 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов…»
– Созданию этого пакета стандартов сопутствуют некоторые сложности, – подчеркнул Лев Вольф-Троп. – Во-первых, регулирующие органы и нормативные правовые акты не дают четкого указания, кто должен проводить обследование – органы инспекции или испытательные лаборатории.
В частности, в проекте изменений к ТР ТС 011/2011 записано, что оценку соответствия на стадии эксплуатации и после отработки назначенного срока службы должны проводить органы инспекции или испытательные лаборатории в соответствии с законодательством стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Государства-участницы ЕАЭС еще не определились по этому поводу, поэтому мы постараемся найти такое редакционное решение, выбрать такие формулировки, чтобы стандарты можно было применять и для испытательных лабораторий, и для органов инспекции.
Вторая сложность связана с тем, что когда в стандарте на оценку соответствия или на техосвидетельствование приводятся ссылки на стандарты различных редакций предыдущих лет, это усложняет их использование и внедрение новых стандартов. Ведь при изменении одного стандарта приходится менять десяток других взаимосвязанных с ним!
Поэтому ТК 209 старается подталкивать разработчиков минимизировать в теле стандартов прямые ссылки, для того чтобы можно было выполнять требования безопасности, проверять их соблюдение, но избегать лишних отсылок на другие стандарты.
Важной частью трудов ТК 209 в 2024 году стала его инициатива о создании и налаживании работы отраслевой рабочей группы по вопросам технического регулирования.
Разрабатывается целый ряд нормативно-правовых актов и законодательных инициатив, процесс требует участия лифтового экспертного сообщества. К сожалению, в России оно разделено, и консолидированные мнения всех его участников получать сложно.
Поэтому ТК 209 предложил создать отраслевую рабочую группу из представителей ведущих профессиональных объединений, сплачивающих изготовителей лифтов и лифтового оборудования, специализированные сервисные организации и организации по оценке соответствия.
Все профобъединения направили полномочных представителей в новый рабочий орган.
На первом заседании осенью он утвердил заключения по оценке регулирующего воздействия готовящихся изменений в Технический регламент «Безопасность лифтов». Эти заключения по просьбам Ростехнадзора и Российского союза промышленников и предпринимателей были направлены в их распоряжение.
Кроме того, рабочая группа занялась внесением изменений в Перечень стандартов к ТР ТС 011/2011, что предполагает включение в перечень новых стандартов, исключение устаревших, гармонизацию при применении старых и новых стандартов.
В заседании техкомитета участвовал директор ООО «Нейрон» (г. Рязань) Владислав Курдюмов. Члены ТК договорились принять ООО «Нейрон» в состав ТК 209 и отметили, что эта авторитетная организация внесет положительный вклад в начинания ТК 209.
< Предыдущая | Следующая > |
---|