Экспертное сообщество вырабатывает идеи и новации, превращая их в конкретные документы

Печать

Предлагаем вниманию лифтовиков интервью сопредседателя Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, вице-президента Российской гильдии риэлторов Константина Апрелева, которое он дал Информационному порталу «Все о саморегулировании».

 

– Константин Николаевич, можно озвучить предварительные итоги работы Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности за 2012 год?

–  В общих чертах, да. Первое, чтобы я отметил – интересно сложившаяся работа Совета, именно экспертная, именно то, что и задумывалось. Мы пытаемся объединить очень разные по уровню организации. Есть  серьезно продвинутые в саморегулировании профессиональные объединения, прежде всего, в тех отраслях и сферах деятельности, где членство в СРО является обязательным в соответствии с требованиями законодательства для осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, где работают сотни тысяч человек, а есть отрасли, где работают несколько сотен человек. Тем не менее, все  профессионалы в различных сферах деятельности объединяются для построения отраслевых принципов саморегулирования. Сегодня на площадке Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности нам удается консолидировать интересы практически всех национальных объединений, заинтересованных в развитии саморегулирования в России. И, не смотря на то, что мы все очень разные, каждый из участвующих в обсуждении проектов или член совета находит массу новой информации и черпает идеи для развития саморегулирования и становления этого института гражданского общества.

Реализуется перекрестный мультипликативный эффект, когда можно использовать практический опыт тех, кто по какому-то направлению развития системы СРО уже далеко продвинулся. Например: в организации аттестации специалистов или в принятии или развитии стандартов профессиональной деятельности и т.д. Я считаю, что в направлении тиражирования эффективного опыта развития института саморегулирования, мы очень эффективно сработали.

Второе направление – собственно, сама экспертная работа над документами и выработка точки зрения экспертного сообщества. Мы подготовили два пакета поправок в законодательные акты регулирующие деятельность СРО. Так, например, поправки в 315-ФЗ, которые были подготовлены Советом в жесткие сроки: несмотря на то, что мы начали работать только в феврале, уже 24 марта этого года направили поправки в  Госдуму. Кроме того, активно поработали специалисты Рабочей группы, сформированной Советом для подготовки предложений в законопроект об информационной открытости СРО.

Мы организовали работу наших экспертов по крупным блокам и темам, например: функции Национальных объединений в системе саморегулирования, создание развитие и контроль исполнения  профессиональных стандартов, как организовать работу и актуализацию реестра профессиональных участников и СРО и другие компоненты саморегулирования. Главной целью этой работы является обобщение международного опыта и практики развития в России для разработки Национальной концепции саморегулирования и подготовки  законодательных инициатив, направленных на развитие и совершенствование деятельности СРО. Включаем в работу Совета наиболее актуальные темы, всесторонне обсуждаем и стараемся интегрировать их в законодательство.

Вы спросите, а зачем нужна концепция, если уже есть закон? Мы считаем, что проблемы в законе возникли из-за того что изначально не была сформулирована целостная концепция развития системы саморегулирования в нашей стране. Закон был принят достаточно сырой, но все равно он сыграл позитивную роль для становления института саморегулирования, но в некоторых сферах СРО буксует, не развивается эффективно, а, напротив, торжествует недобросовестная конкуренция, и там, где раньше были недобросовестные участники рынка, теперь возникли недобросовестные СРО. Хуже будет только в том случае, если возникнут недобросовестные Национальные объединения СРО! И это, конечно же, концептуальные просчеты законодателя. Несмотря на то, что положительные результаты принятия 315-ФЗ присутствуют, также как и отрицательные…! Мы, как экспертное сообщество, стараемся вырабатывать мысли и идеи, превращая их в конкретные цели, задачи и  документы –

поправки к законам, либо создаем стандарты нормативных внутренних документов организаций, которые перешли на саморегулирование, образно говоря, "выравнивая крен корабля", на котором уже идем «под парусами СРО» по «океану рыночной стихии».

В рамках деятельности Совета для обсуждения подбирались важные  и  проблемные темы, например, роль национальных объединений, функции СРО, вопросы, связанные с  реестрами и другие. Совет затрагивал все, что связано с недостатками, возникшими в процессе реализации саморегулирования. Мне кажется, что для организаций, которые являются членами Торгово-промышленной палаты и развивают инструменты саморегулирования в своей сфере – это очень важный результат. Я думаю, на практике  наша работа выльется  в десятки, сотни внутренних нормативных документов регулирования СРО, стандарты СРО. Поэтому, совершенно очевидно, что Совет выступает не только экспертом, а также организатором и координатором, помогая профессиональному сообществу обмениваться идеями и опытом.  Мы постоянно расширяем поле единомышленников по введению инструментов добросовестной конкуренции, ограничения доступа к профессии и регулирования тех или иных сфер. Мне кажется, в этом главный результат нашей работы в этом году.

Отмечу еще два важных момента: расширение информационного пространства, а также демонстрация публичности и открытости работы Совета. Последние три заседания Совета были организованы прямые трансляции в Интернете, и видеозаписи заседаний, размещены на сайте ТПП. Мы надеемся, что все саморегулируемые организации и их Национальные объединения будут обладать  инструментами   публичности и открытости, которые нам удалось реализовать в рамках Совета Торгово-промышленной палаты по саморегулированию. Это, кстати, позволяет людям, которые не являются членами Совета или тем, кто не имеет возможности приехать,  получать информацию из первоисточника и черпать из него идеи. С моей точки зрения, это достаточно серьезный ресурс, который мы будем активно использовать в работе и в следующем году. Вот, пожалуй, если коротко, все.

Напомню, это первый год работы Совета. Мне кажется, что "блин не вышел комом". Но, естественно, хотелось, чтобы эта оценка совпадала у всех участников этого проекта. Я лично убежден, что в будущем году наша экспертная работа может получить поддержку законодательной инициативы и  реализовывать в законотворческом поле уже обсужденные мысли и идеи.

– Насколько я помню, одной из задач, поставленных перед Советом,  было налаживание конструктивного диалога между властью и саморегулируемыми организациями. Удалось ли  ее реализовать?

– Безусловно, удалось. Очень здорово, что к нашей работе присоединились законодатели, в частности из профильного комитета Государственной думы, который очень плотно занимается саморегулированием. Это Комитет Госдумы по вопросам собственности. У нас сложились деловые отношения с первым заместителем председателя этого Комитета Валерием Селезневым. Он является одним из активнейших участников Совета: комментирует, задает вопросы, критикует, предлагает и т.д. Считаю, что нам повезло поработать с таким компетентным профессионалом-законодателем. Сложившийся тандем экспертного сообщества и законодателя подчеркивает, что наша работа носит конструктивный характер и это будет востребовано законодателями, еще в период работы этого созыва ГД.

Удалось объединить в составе экспертного сообщества практически всех лидеров саморегулируемых объединений и национальных и региональных, которые сегодня по-настоящему озабочены развитием системы саморегулирования  и, конечно, создать экспертное сообщество, наверное, это главный итог работы.

–   Скажите, а что-то из задуманного не получилось?

– Если бы все сразу получилось, было бы «нереально идеально». Нам, например, хотелось, чтобы активность Рабочей группы была более высокой.  Сегодня наиболее активными являются СРО, которые саморегулируются по закону. У них  лучше  с финансами, есть средства на нормотворчество, они обладают квалифицированными юристами и экономистами, что усиливает их позиции на профессиональном поле. Пока не получается также активно консолидировать ресурсы СРО, которые по закону не регулируются. Понятно, что им гораздо сложнее объединиться, как в бюджетном, так и ресурсном плане. У меня очень большая надежда на то, чтобы работа, которая нами проводилась, была востребована, в том числе и добровольными саморегулируемыми организациями.

Также мы надеялись, что, подготовив поправки еще весной, получим какой-то отклик из Государственной думы после парламентских слушаний в мае. Но, к сожалению, в рамках обсуждения в Госдуме профессиональное сообщество не было услышано в полной мере законодателями, и позиция профессионалов не нашла своего отражения в итоговой резолюции парламентских слушаний. Я полагаю, что нам придется вернуться к концептуальным основам  саморегулирования, поскольку двигаться вперед без системной институциональной модели развития саморегулирования будет сложно, и во всех отраслях «мы будем наступать на одни и те же грабли», тиражируя ошибки законодателя.

– Константин Николаевич, скажите, в отечественном саморегулировании появились профессионалы?

– Я полагаю, что людей, которые думают, что они профессионалы в саморегулировании, у нас слишком много. Здесь, похоже, присутствует «детская болезнь левизны». Нам нужно учиться, потому что это совершенно новая отрасль, и, прежде всего, эффективно заимствовать международный опыт. Я надеюсь, что в следующем году мы сможем получить экспертные выступления представителей международного сообщества. Для нас это было бы крайне важно и интересно, потому что опыт отечественного саморегулирования весьма небольшой и пока остропроблемный.

– Формат проведения Совета Вас устраивает, или хотелось бы что-то изменить?

–  Мы не стоим на месте, развиваемся. Начинали с того, что просто обсуждали темы, сегодня мы рассматриваем специально подготовленные Рабочими группами презентации, причем выступают несколько докладчиков. Сегодня уровень качества проработки и подготовки тем и постановки проблем для обсуждения Советом значительно вырос. Особо отмечу, что благодаря Секретариату и команде Торгово-промышленной палаты нам удается заседания проводить и на достаточно высоком техническом уровне. Я надеюсь, что все достигнутое нами удастся сохранить и в будущем году.

– Спасибо. Информационный портал «Все о саморегулировании» желает Совету ТТП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности успешной и плодотворной работы в 2013 году.

Обновлено 17.12.2012 09:35