Закупкам порядок писан

Печать

На федеральном портале regulation.gov.ru находится проект правительственного постановления «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615». Он конкретизирует порядок закупки региональным оператором товаров для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (МКД). В ролике на YouTube-канале Национального Лифтового Союза разбирается, откуда берет корни проект, чем он интересен, какие новации привносит в сферу поставок и монтажа лифтов при капремонте, и какие замечания вызвал он у лифтовиков. 

Руководитель юридической службы Национального Лифтового Союза Андрей Моисеев напомнил, что Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 433-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» наделил региональных операторов капремонта новыми инструментами для более разумного и экономически целесообразного использования тех денежных средств и ресурсов, которыми они располагают.

Некогда единственную схему капремонта «под ключ», когда подрядчик сам приобретал нужное имущество и материалы, дополнила новая опциональная схема: теперь регоператоры смогут сами закупать товары (материалы и оборудование, в том числе высокотехнологичное оборудование) для нанимаемых подрядчиков. Закупленные, но не использованные товары, регоператоры вправе реализовывать. Издав августовский закон, государство, очевидно, стремилось стимулировать производителей активнее участвовать в закупках.

Их детальный порядок Федеральный закон № 433-ФЗ требовал от Правительства установить до 1 апреля 2024 года.

На взгляд специалиста, тот факт, что проект документа быстро появился на портале, во-первых, говорит о высокой заинтересованности Правительства в его принятии, во-вторых, позволяет предположить, что он действительно начнет действовать строго с указанной даты.

Новое постановление, если его примут без существенных корректировок, изменит наименование Постановления Правительства РФ от 1 июля 2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Его название, вероятно, расширится за счет фразы «и порядке осуществления закупки товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также реализации закупленных и не использованных на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования». Это просто техническое дополнение, более пристального внимания заслуживают другие абзацы документа.

Например, разработчики оградили население от удорожания капремонта формулировкой: «Стоимость поставки товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), на объект капитального ремонта не должна превышать совокупный размер предельной стоимости услуг и (или) работ, определенный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями части 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации».

– Идея понятна, но насколько она учтет нюансы взаимоотношений между производителями и подрядчиками, сложно предугадать, – говорит Андрей Моисеев.

У многих лифтовых монтажных организаций, подчеркивает он, налажены прочные отношения с производителями, существуют дилерские договоры и прочие договоренности по поставкам подъемного оборудования. То есть их бизнес-модель включает закупку оборудования для ремонта, что в том числе сказывается на цене работ.

Привычная схема капремонта «под ключ» включает стоимость материалов и самих ремонтных (монтажных) работ. При использовании новой схемы закупок монтажники становятся в какой-то степени заложниками того оборудования, которое ФКР приобретет для капремонта и предоставит им. Причем как по качеству, так и по количеству.

Проект постановления подразумевает, что стоимость обособленной поставки товаров (лифтов) не должна превышать общую стоимость их закупки и монтажа. То есть если в субъекте Российской Федерации утвержден предельный размер стоимости самого оборудования и его монтажа (условная величина «А»), а лифты приобрели по условной стоимости «Б», то их монтаж придется непременно оплачивать средствами, оставшимися при вычитании «Б» из «А». Насколько сумма в остатке окажется адекватной с точки зрения экономики и заманчивой для монтажных структур – вопрос завтрашнего дня.

Монтажным организациям, которые как подрядчики занимаются капитальным ремонтом МКД, надо взять на заметку еще одну правовую новеллу готовящегося постановления.

В него включили норму о том, что договор о проведении капремонта в случае использования товаров, предоставленных регоператором, должен предусматривать условие о реализации закупленных и не использованных на проведение капремонта общего имущества в МКД товаров, путем уменьшения цены выполнения работ с учетом стоимости остающихся у подрядной организации неиспользованных товаров в случае если товары вскрыты и имеются остатки, либо о возврате товаров надлежащего качества.

Непременным условием закупок в новом формате по-прежнему остается электронный аукцион. При снижении в ходе него начальной (максимальной) цены договора более чем на 20% предлагается набор антидемпинговых мер (например, это предоставление участником аукциона обеспечения исполнения договора о поставке товаров, гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки и др.).

Допускается увеличение цены договора не более чем на 15% по соглашению сторон в ходе его исполнения в связи с изменением объема и (или) технических характеристик поставки товаров.

По мнению руководителя юрслужбы НЛС, небольшие запинки возникают при осмыслении пункта 63 проекта постановления, который перечисляет требования к участнику аукциона. Ряд устоявшихся требований, таких же, как и при госзакупках (отсутствие задолженности по налогам, конфликта интересов и т.д.) расширяется требованием о наличии производственных мощностей. Критерии соответствия ему приводятся далее по тексту. Например, доказать факт обладания мощностями помогут копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающей право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, или договора аренды недвижимого имущества, инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (но законодатель не ограничивает лишь ими).

Устроят ли производителей эти мерила, тоже предстоит разобраться в дальнейшем.

Основные замечания профессионального лифтового сообщества вызвал пункт 70 документа. Он звучит так: «В течение одного часа после получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан осуществить проверку нахождения сведений об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций для участия, присвоить заявке порядковый номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику электронного аукциона, подавшему заявку, ее получение с указанием присвоенного заявке порядкового номера. В случае несоответствия участника электронного аукциона требованиям настоящего раздела заявка участника электронного аукциона возвращается оператором электронной площадки подавшему ее участнику электронного аукциона».

Актуальная редакция постановления № 615 гласит, что Реестр квалифицированных подрядных организаций формируется в субъекте Российской Федерации по итогам проведения предварительного отбора. При самостоятельных закупках регоператорами товаров для капремонта предотбор не предусмотрен. Поэтому непонятно, появится ли новый отдельный реестр поставщиков товаров для ФКР или же опираться придется на тот же самый Реестр квалифицированных подрядчиков.

В рамках публичного обсуждения проекта постановления саморегулируемая организация «Лифтсервис» направила в Минстрой России замечание к документу с просьбой разъяснить неясный момент.

Общественное обсуждение проекта правительственного постановления завершено. Практический правоприменительный процесс покажет степень эффективности новых закупочных механизмов, позволит оценить, улучшат ли они систему капитального ремонта.

Подробнее – на официальном YouTube-канале НЛС