logo

?????? ????????? ???????
Главная Новости НЛС Модификация дорогого стоит

Модификация дорогого стоит

На лифтах в городах Санкт-Петербург и Красногорск (Московская обл.) случились инциденты, в которых пострадали пассажиры. Схожесть их технической природы и меры, позволяющие пресечь подобные происшествия, стали темой для обсуждения на официальном канале НЛС в YouTube.

Генеральный директор инженерного центра «НЕТЭЭЛ» Константин Николаев рассказал, что в Красногорске произошло не только самопроизвольное неконтролируемое движение кабины вверх, но и вдобавок превышение скорости ее движения. Это привело к ударению противовеса лифта о буфер, повреждению рамы противовеса, вследствие чего кабина подскочила и стукнулась о перекрытие шахты. В результате пассажир в кабине получил травмы, а лифт сел на ловители уже при движении кабины вниз.

Лифт 2012 года выпуска оборудован устройствами безопасности, соответствовавшими действовавшим на тот момент техническим нормам (ГОСТ Р 53780-2010). Все они в аварийной ситуации отработали в штатном режиме.

Впоследствии был выпущен ГОСТ 33984.1-2016, предусматривающий обязательную установку в лифтах устройства безопасности, контролирующего превышение скорости движения кабины вверх.

Согласно требованиям безопасности на момент монтажа подъемного механизма, на лифте в Красногорске такое устройство не стояло, и не должно было стоять, подчеркивает эксперт.

Специалисты ООО «НЕТЭЭЛ» нередко сталкиваются с фактами неконтролируемого превышения скорости движения лифтовых кабин, в основном в лифтах со скоростью больше 1 м/с, оснащенных безредукторной лебедкой и дисковым тормозом.

Константин Николаев предполагает, что в обозримом будущем существует опасность учащения похожих ЧП на лифтах, установленных 10-11 лет назад и лишенных современных устройств безопасности.

Чтобы не допустить этого, считает он, такие машины нужно модифицировать. В самом простом варианте установка ловителя и ограничителя скорости двухстороннего действия гарантирует защиту от превышения скорости движения кабины вверх. Даже если такой сценарий наступит, он завершится просто посадкой кабины на ловители со штатным ускорением, предусмотренным нормами безопасности, и пассажир в кабине не получит травм.

К сожалению, модернизация лифта до уровня ГОСТ 33984.1-2016 экономически очень затратна, потому что подразумевает замену и системы управления, и многих устройств безопасности.

Поэтому некогда лифтовое сообщество выступило с инициативой разработки ГОСТа по модификации лифта. Он позволил бы через модификацию, то есть за счет установки только ловителя двойного торможения и двухстороннего ограничителя скорости исключить на машинах вышеупомянутого типа новые неприятные эпизоды с превышением скорости движения кабин.

Трудность в том, что такие лифты в большинстве своем встречаются в жилых домах, обслуживаемых управляющими компаниями. Чтобы располагать официальными основаниями для проведения работ по модификации лифтов, управляющие компании должны получить письмо или предписание какой-либо государственной структуры. В противном случае собственники жилья могут обвинить УК в необоснованных тратах денег.

Генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей лифтовой отрасли, подъемных сооружений и вертикального транспорта «Федерация лифтовых предприятий» Сергей Прокофьев соглашается с тем, что конструктивное устройство лифтов образца 2010-2014 годов соответствовало былым запросам к их безопасности, но теперь они повысились.

На его взгляд, проблема модификации лифтов усугубляется отсутствием государственного контроля (надзора), ведь Ростехнадзор банально не знает, сколько лифтов в стране эксплуатируется, где и какие лифты смонтированы.

Кроме того, стадия их производства контролируется другими ведомствами, в первую очередь Росстандартом. Соответственно, чтобы принять меры по дооборудованию (модификации) неновых лифтов до планки свежих стандартов, необходимы скоординированные усилия как минимум двух государственных органов.

Поэтому целью диалога профессионального лифтового сообщества с госструктурами, вероятно, станет выработка совместно с представителями двух ведомств шагов, которые упрочат безопасность пользователей лифтов.

Ознакомиться с развернутыми мнениями специалистов можно на официальном YouTube-канале НЛС

Обновлено 13.09.2021 21:00  

Перепечатка материалов официального сайта возможна при условии сохранения всех ссылок внутри текста и
наличии активной и индексируемой ссылки на lift.ru как источник