ЕЛИАС откроет вам рынок

Печать

Львиная доля лифтовой отраслевой и сопутствующей полезной статистики не первый год аккумулируется в информационно-аналитическом справочнике «Лифты, введенные в эксплуатацию в Российской Федерации». В текущем году свет увидел его десятый, юбилейный выпуск, в связи с чем мы вспомнили, с чего все начиналось, как эволюционировал сборник, в чем он дает фору государственным информационным ресурсам и чем ценен для заинтересованной аудитории.

Цифры, не скованные рамками

– Первый сборник вышел в 2010 году, – напоминает предысторию первый вице-президент Национального Лифтового Союза, генеральный директор АДС «СО «Лифтсервис» Алексей Захаров, – но в нем анализировалась ситуации на рынке не за целый год, а за 6-7 месяцев, это была скорее проба пера. Началом полноценного мониторинга ситуации по вводу лифтов в эксплуатацию можно считать 2011 год.

Идея замысла родилась после того, как Ростехнадзор фактически утратил полномочия по ведению аналогичного государственного реестра.

Группе энтузиастов стало очевидно: чтобы более-менее верно представлять, чем живет и «дышит» отрасль, падающее знамя сбора лифтовой статистики надо подхватить. Проект стартовал на площадке Единой лифтовой информационно-аналитической системы (ЕЛИАС).

Костяком содержания сборника поначалу стал набор статистической информации (весьма ограниченной по сравнению с текущим форматом) на базе сведений о зарегистрированных декларациях соответствия с сайта Федеральной службы по аккредитации.

Вскоре аналитика зарегистрированных деклараций на смонтированные лифты дополнилась перечнем членов саморегулируемых организаций по монтажу, сервису, списками органов по сертификации и производителей.

Одновременно Комитет по аналитике и статистике НЛС начал собирать из открытых источников цифры о происшествиях и несчастных случаях, имеющих отношение к лифтовому хозяйству. В сборнике они обобщались и подавались шире, чем это делал Ростехнадзор, скованный узкими законодательными рамками классификации несчастных случаев. Например, если человек получал травму на лифте, будучи сотрудником обслуживающей его специализированной организации, то этот инцидент не попадал в поле зрения федеральной службы.

Сборник же рисовал более широкую и объективную картину неприятностей людей при любом их неудачном соприкосновении с вертикальным транспортом (не только при использовании и эксплуатации, но и при техобслуживании, монтаже, на строящихся объектах) без привязки к жесткому законодательному ранжированию.

В этом плане он в определенном смысле до сих пор соперничает с ресурсами Ростехнадзора.

Подборка тематических смысловых компонентов сборника со временем расширялась. Например, в нее добавились данные Росстата по объему вводимого в эксплуатацию в стране жилья (в квадратных метрах). На определенном этапе на страницах появились упоминания не только о лифтовом рынке Российской Федерации, но и рынках Республики Беларусь и Республики Казахстан. Реестры соседних республик менее объемные и информативные, чем российский, но все же содержат официальные сведения как минимум о выданных сертификатах на лифты и устройства их безопасности.

По мере развития нормативной базы и выхода новых документов, регулирующих жизнь лифтового комплекса России, номенклатура охватываемых сборником типов подъемного оборудования расширялась. Например, он начал фиксировать сертификаты соответствия на платформы подъемные для инвалидов, эскалаторы и устройства безопасности.

Позже на его страницы гармонично влились отчеты Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России по программе ускоренной замены лифтов под эгидой Минстроя.

К сожалению, авторы сборника не располагают никакими исследовательскими инструментами, позволяющими оценивать не только приток лифтов, т.е. показатели ввода их в эксплуатацию, но и отток из обращения. Поэтому полноценно заменить государственный учет он не в состоянии.

В отличие от расширившегося с годами содержания, устоявшаяся подборка форм графического представления сводных данных (таблицы, диаграммы) практически не меняется. Она вполне наглядно отражает картину с состоянием лифтового рынка за очередной аналитический год и устраивает всех.

Систематичность, достоверность, полнота

Постепенно, год за годом, составителям сборника удалось снять некое недопонимание со стороны производителей оборудования из-за того, что озвучиваемые заводами объемы производства продукции несколько отличались от тех данных, которые приводились в справочнике.

Нестыковка кроется в методике подсчета: в сборнике регистрируются не просто произведенные, а отгруженные, смонтированные и введенные в эксплуатацию лифты с разбивкой по разным субъектам федерации. А производители отталкиваются от того количества лифтов, которые, может быть, еще не покидали складскую территорию, но заказаны и фактически изготовлены.

Рассогласования нивелируются за счет систематичности наблюдения за лифтовым пространством: те данные о выпущенном оборудовании, что не были учтены в предыдущем году, будут непременно учтены в следующем.

– Текущая и потенциальная аудитория сборника очень широкая, – уверен Алексей Захаров. – Начиная от производителей, которые хотят трезво оценить свое положение на рынке и положение конкурентов. Очень важно располагать сборником компаниям, которые прогнозируют и разрабатывают стратегию выхода на рынок или расширения рынка сбыта. Ведь в нем видно соотношение долей импортного и отечественного оборудования на отечественном рынке, дается срез по типам лифтов, их скоростным и грузоподъемным параметрам, что особенно востребовано специалистами фондов капитального ремонта. Зная, какие тенденции превалируют в лифтостроении, они могут четче спрогнозировать, какое оборудование лучше впишется в региональные программы замены лифтов, и подобрать его.

Отдельно среди потребителей ценного информационного продукта выделяются органы государственной власти. На протяжении последних пяти-семи лет они убедились в достоверности и полноте публикуемых в сборнике данных, соответственно, если раньше каждый год просто просили предоставить его, то сейчас порой переходят на требовательный тон.

У команды ЕЛИАС такой настрой как минимум вызывает улыбку, потому что попытки добиться какого-либо содействия от федеральных государственных структур при подготовке справочника пока проходят тщетно.

Начать тут можно хотя бы с банальной финансовой поддержки: создание очередного выпуска оплачивается исключительно средствами членов НЛС, а частично компенсируется доходами от продажи, которого не хватает на покрытие всех расходов.

В основном издание сборника спонсирует, помогает ему жить и развиваться пул саморегулируемых организаций, среди которых АДС «СО «Лифтсервис», Ассоциация «Российское лифтовое объединение», «Русьэкспертлифт», ранее в пул входило СРО «МОЛО».

Государство также могло бы помочь лифтовикам, открыв им новые каналы для сбора информации. Например, в некоторых других отраслях промышленности производители в обязательном порядке предоставляют данные по наименованиям выпущенного оборудования (продукции) в курирующий отрасль федеральный орган исполнительной власти или в профильную организацию, которой поручено ведение статистического анализа.

Если бы такой источник данных имелся в распоряжении ЕЛИАС или им просто можно было официально пользоваться, это стало бы серьезным подспорьем для тех, кто ведет учет лифтов.

Методы добывания свежей лифтовой статистики, которые практикуют сами федеральные органы исполнительной власти, пока сложно назвать эффективными.

В основном применяются добровольные опросы производителей, к сбору информации у заводов-изготовителей, монтажных организаций привлекаются силы отраслевых СРО, Ассоциации «Лифтсервис».

Такая технология снижает качество и быстроту ее получения, увеличивает трудоемкость.

Алексей Захаров подчеркивает: «Мы обычно не отказываем ни Государственной Думе, ни Минпромторгу, ни Минстрою, ни Ростехнадзору, ни другим организациям, когда они просят некоторые наши статистические наработки для благих целей, например, для формирования программ замены лифтов или разработки программ помощи производителям.

Если бы мы решили «запереться» и никому безвозмездно ничего не давать, может быть, наш труд более эффективно продавался бы».

Кстати, несколько лет назад одно консалтинговое агентство создало похожий продукт, который отражал картину лифтового производства, опираясь на сведения Росстата. Эксперимент был интересным, но больше желающих издавать за свои деньги материал, который не приносит прибыли, не нашлось.

В то же время справочнику «Лифты, введенные в эксплуатацию в Российской Федерации» за годы существования удалось зарекомендовать себя с хорошей стороны, обзавестись небольшой, но постоянной клиентской базой, представители которой с нетерпением ждут каждого очередного выпуска, подгоняют составителей, оставляют заявки.

Причем отдельные клиенты, серьезно занимающиеся маркетинговыми изысканиями, за более высокую цену покупают не просто сборник, а исходные файлы с базами данных, чтобы самостоятельно оперировать ими в своих целях. При этом они иногда указывают авторам на некоторые погрешности, недоработки, которые скорейшим образом исправляются ради повышения качества конечного результата.

Заказать свежий и предыдущие выпуски справочника можно, направив письмо по адресу Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . В письме необходимо указать необходимое количество экземпляров, реквизиты вашей организации и адрес доставки.

Внимание!!! Для более глубоких маркетинговых исследований имеется возможность приобретения информации за 2011-2020 годы в виде выгрузки из базы данных в формате .xls.

По всем интересующим вас вопросам звоните по телефону: +7(495)620-59-02

Обновлено 08.04.2021 15:44