Комиссия по вопросам лифтового хозяйства

Печать

Два блока проблем были вынесены в повестку дня заседания Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которое состоялось 25 марта 2016 года. Они касались старения лифтового парка и снижения износа лифтового оборудования, а также обеспечения эффективной системы безопасной эксплуатации лифтов и обеспечения такой же эффективной системы надзора в период этой стадии лифтового жизненного цикла.

Совещание прошло под руководством Сергея Чернышова, члена Президиума Общественного совета при Минстрое России. В работе Комиссии приняли участие представители Минстроя России, Общественного совета при Минстрое, Национального Лифтового Союза, ОПОРЫ России, Деловой России, НОСТРОя, эксперты.

Заместитель директора департамента ЖКХ Минстроя России Олеся Лещенко выступила с докладом «О мерах, предпринимаемых Минстроем России в целях усиления контроля в сфере эксплуатации и обслуживания лифтов». Как отметила Олеся Лещенко, проблема уже приобрела системный характер и требует соответствующих подходов для кардинального решения. Поэтому инициатива, которую прорабатывает Министерство совместно с лифтовым профессиональным сообществом, актуальна, как никогда, и касается наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по принятию «Порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов». Одно из основных предложений заключается во введении уведомительного порядка деятельности специализированных организаций, обслуживающих лифты и обязательной сертификации ее профессиональной квалификации.

Руководитель Комиссии Сергей Чернышов акцентировал внимание на необходимости повышения эффективности надзора за стадией эксплуатации лифтов в жилищном фонде, в этой связи поднял вопрос на профессиональное обсуждение о передаче полномочий по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" на стадии эксплуатации в отношении лифтов в жилищном фонде в органы жилищного надзора субъектов Российской Федерации.

– К тем положительным моментам, о которых говорила Олеся Алексеевна, хочу добавить, что сегодня органы государственного жилищного надзора – наиболее активная надзорная система. Она, во-первых, существует в каждом субъекте, во-вторых, укомплектована кадрами, в третьих, непосредственно отвечает за жилой фонд, в том числе и за работу общего домового имущества. Но до последнего времени, к сожалению, здесь имел место правовой вакуум, который не позволял обеспечить эффективность этого надзора. Часть функции исполняли жилищные инспекции, а большая часть функций принадлежала Ростехнадзору. Однако у него отсутствуют дополнительные нормативные документы, и в силу вывода три года назад лифтов из состава опасных производственных объектов, разукомплектован штат инспекторов.

В итоге, как подчеркнул Сергей Александрович, мы сегодня пожинаем плоды неэффективного надзора. Вместе с тем одно из важных решений, которое было принято на заседании президиума Общественного совета, связано с усилением надзора именно в течение самой длительной стадии жизнедеятельности лифта, 25-летнего периода его эксплуатации. Поэтому передача надзорных функций госжилнадзору заметно повысит эффективность этой работы.

Свое видение плюсов и минусов в обсуждаемых вопросах от имени лифтового профессионального сообщества высказал президент Национального Лифтового Союза Виктор Тишин. Совершенно очевидно, что в качестве плюса можно считать создание единого органа с надзорными функциями за лифтами на стадии эксплуатации, который будет распространять свою сферу на ЖКХ, так как 80% поступающих от граждан жалоб касаются плохой работы именно лифтов.

– Что касается минусов, то у нас отсутствует единая административная вертикаль в органах жилищной инспекции, – отметил Виктор Андреевич,– и, соответственно, нас настораживает очень большой объем переработки нормативно-правовых актов. В связи с этим, если на то будет государственное решение, мы предлагаем создать межведомственный координационный надзорный орган, – подчеркнул Виктор Тишин. – Сегодня у нас причастными к надзору являются Росстандарт, Госстройнадзор, Минэкономразвития в лице Росаккредитации, Минпромторг, Ростехнадзор, МЧС России, Гоcжилинспекция, Минприроды и Роспотребнадзор. Так вот, деятельность межведомственного надзорного органа может строиться в виде рабочих совещаний представителей этих ведомств при Минстрое России. Появляется также возможность проведения совместных проверок. У нас, кстати, есть порядка 700 аккредитованных экспертов, которые трудятся также в аккредитованных организациях, и их можно будет привлечь в качестве консультантов. Таким образом, согласно Федеральному закону №412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и Ростехнадзор, и Минстрой могут принять решение об аккредитации при себе уже аккредитованные Федеральной службой аккредитации испытательные лаборатории.

Комиссией были рассмотрены предложения Национального Лифтового Союза по внесению изменений (дополнений) в разработанный ранее проект «Порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов», как основной документ, с помощью которого будет обеспечиваться безопасная эксплуатация более 500 тысяч лифтов в России. Планируется, что Порядок должен быть утвержден постановлением Правительства РФ во втором квартале 2016 года.

Также Комиссией был рассмотрен вопрос о требовании приведения лифтов, введенных в эксплуатацию до 2013 года и отработавших назначенный срок службы, в соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» в срок до 2020 года. В этой связи Комиссия рекомендует Субъектам Российской Федерации при реализации региональных программ капитального ремонта направлять на замену лифтов 20-30% от средств фондов капитального ремонта, что обеспечит реальное снижение износа лифтового парка жилого фонда. Замену лифтов или капитальный ремонт (модернизацию) лифтового оборудования производить с использованием лифтового оборудования отечественного производства, с обеспечением современных требований по безопасности, энергоэффективности, доступности для инвалидов и вандалозащищенности.

О создании под эгидой Комиссии механизма допуска специализированных организаций к работам по обслуживанию опасных объектов (лифтов) в жилом фонде, оценке материально-технических и человеческих ресурсов, нормативных затрат на техническое обслуживание опасных объектов (лифтов), установлении по причине технической сложности и специализированного характера работ дополнительных требований к участникам закупки услуг по обслуживанию опасных объектов (лифтов) доложил вице-президент НЛС Алексей Захаров.

Подробнее ознакомиться с проблематикой выступлений на Комиссии можно будет в майском номере журнала "ЛИФТИНФОРМ".

 

 

Обновлено 29.03.2016 10:44