НЛС выступает за введение обязательной основы для национальных стандартов

Печать

В ответ на полученное от Вас уведомление о проведении публичных консультаций в целях оценки регулирующего воздействия проекта федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» и проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» сообщаем следующее.

Частью 4 статьи 27 проекта федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» предусмотрены случаи, когда соблюдение требований национальных стандартов и их отдельных положений становится обязательным. Учитывая значимость вопроса защиты жизни или здоровья граждан, обеспечения необходимого уровня безопасности при эксплуатации опасных объектов, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев которых предусмотрено Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», представляется необходимым внести соответствующие изменения в указанный проект федерального закона и ввести вместо добровольной – обязательную основу национальных стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, принятых в целях защиты жизни или здоровья граждан, и/или регулирующих отношения, связанные с эксплуатацией опасных объектов (так же, как это сделано в отношении национальных стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности зданий и сооружений»). Перечень опасных объектов указан в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»:

1) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов;

2) гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений;

3) автозаправочные станции жидкого моторного топлива;

4) лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах).

В настоящее время скорейшего решения требует вопрос установления обязательной основы национальных стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011).

Добровольная основа применения указанных стандартов может привести к негативным последствиям в правоприменительной практике, связанным с увеличением случаев причинения вреда жизни или здоровью граждан, так как не будут соблюдаться минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность на этом виде опасных объектов.

Кроме того, предлагаем дополнить Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» статьей 5.3, предусматривающей, что особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности лифтов, устанавливаются техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов».

В статье 20 проекта федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» предлагаем предусмотреть, что проект стандарта, принимаемый на основе технических регламентов, регулирующих отношения, связанные с эксплуатацией опасных объектов и/или принимаемых в целях защиты жизни или здоровья граждан, должен иметь положительное заключение профильного технического комитета, без наличия которого применение соответствующего стандарта не является соблюдением минимально необходимого требования, обеспечивающего соблюдения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».

Статьей 5 проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» предусмотрено признание утратившим силу абз. 2 ст. 11 Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в которой установлены цели стандартизации.

По нашему мнению, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений является приоритетной целью стандартизации, в связи с чем, исключение соответствующей цели и перенесение ее в рассматриваемый законопроект нецелесообразно.

Вводимая статьей 3 проекта федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» формулировка: «обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды, содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях» может вызвать неоднозначное толкование, т.к. из указанной формулировки следует, что наряду с имуществом людей вред может также быть причинен имуществу животных и растений. Указанная формулировка требует корректировки.

Кроме того, указанная цель ввиду своей приоритетной значимости должна быть на первом месте, в связи с чем, предлагаем изменить порядок перечисления целей в ст. 3 проекта федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».

В ст. 11,12,14 проекта федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» предлагаем предусмотреть, что в техническом комитете, проектном техническом комитете и в совещательных органах по стандартизации наряду с профессиональными союзами могут принимать участие объединения работодателей.

Обновлено 18.07.2013 12:05