logo

?????? ????????? ???????
Главная Новости НЛС Лифтовику на заметку: проект Федерального закона «О федеральной контрактной системе» готов к рассмотрению в Госдуме

Лифтовику на заметку: проект Федерального закона «О федеральной контрактной системе» готов к рассмотрению в Госдуме

20 октября 2011 года в проект федерального закона «О федеральной контрактной системе» (ФКС), разработанный Правительством Российской Федерации в лице Минэкономразвития России, внесены окончательные правки, и он готов к рассмотрению в первом чтении в Государственной Думе.

 

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» свою задачу выполнил, считают в правительстве. И сегодня необходимы новые шаги в развитии госзакупок. То, что ФКЗ заменит 94-ФЗ, ни у кого не вызывает сомнения. Правительство Москвы активно участвует в разработке ФКС и способствует продвижению пилотного проекта ФКС в столице. Безусловно, проект ФКС может претерпеть изменения в ходе парламентских обсуждений, но основная концепция закона видна уже сейчас. В чем же таятся сложности перехода к ФКС, и какие позитивные перемены ожидают наши специализированные лифтовые организации?

Прежде всего - это необходимость подготовки кадров для новой системы торгов. В момент, когда организовывались электронные торговые площадки (ЭТП), многие организации просто «впали в ступор», поскольку оказались неподготовленными к столь новым правилам игры. Мало того, судя по опросу, проведенному Департаментом регионального развития НП СРО «МОЛО» и АДС «СО «Лифтсервис», чуть более 40% наших организаций участвуют в системе электронных торгов и еще около 10% задумываются над этой проблемой. Введение системы ФКС может оказаться для них еще более неразрешимой проблемой. Руководителям организаций, чья работа связана с муниципальными и федеральными заказами, необходимо задуматься над решением этого вопроса уже сегодня. И в первую очередь на ближайшую перспективу - запланировать переподготовку и обучение специалистов и средства на это. Некоторые учебные центры и консалтинговые компании уже начали проводить обучающие семинары по ФКС.

Проект ФКС содержит ряд позитивных моментов: вводится реестр недобросовестных заказчиков наряду с реестром недобросовестных поставщиков, предквалификация поставщиков, ведение максимальной планки снижений цены в 25%. Кроме того, вводится возможность одностороннего расторжения контракта, определены формы поручительства и многое другое.

Предквалификация поставщиков возможна по наличию необходимой профессиональной и технической квалификации; по наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; по наличию оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; управленческой компетентности; по опыту и деловой репутации; по трудовым ресурсам для исполнения контракта. И на первый план выходит именно качество выполняемых работ, наличие стандартов профессиональной деятельности. Особенно важным становится участие организации в объединенном профессиональном сообществе. Не секрет, что многое организации, занимающиеся обслуживанием лифтов, далеки от самого понятия «специализированные лифтовые организации». АДС «СО «Лифтсервис» как объединение добросовестных специализированных лифтовых организаций может стать в этот момент гарантом качественного выполнения работ, обеспеченных полным набором стандартов и правил.

Введение возможности проведения наряду с аукционами конкурсов при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства касается прежде всего наших монтажных организаций – членов НП СРО «МОЛО». Переход от обязательных аукционов (где решающим, а по сути единственным, критерием победы являлась цена), к конкурсам позволит отсечь компании, не имеющие ни соответствующей производственной базы, ни опыта, ни специалистов. Все это вместе с предквалификацией позволит отсечь организации, занимающиеся рейдерством заказов с дальнейшей их перепродажей.

ФКС уделяет большое внимание субъектам малого предпринимательства (СМП), коими является большинство лифтовых организаций. Это и преимущественное право при осуществлении закупок и выделение квоты при формировании государственного заказа. Участию субъектов малого предпринимательства в процедурах закупок в ФКС посвящена отдельная статья. В настоящий момент за первые 6 месяцев 2011 года доля контрактов, заключенных с СМП, составляет 5,86%, что значительно ниже показателей 2010 года (9,47%) и 2009 года (29,7%). Упрощение и открытость процедуры участия СМП в получении, прежде всего муниципальных, региональных заказов позволит СМП активно включиться в процесс государственного заказа.

Немаловажным представляется интерес государства к исполнению госзакупок товаров, работ и услуг, использующих инновационную продукцию. Более того, госкомпании в буквальном смысле обязаны будут закупать именно инновационную и высокотехнологичную продукцию. Это в первую очередь касается отечественных производителей лифтового оборудования, продукция которых отстает по своей технологичности, энергоэффективности, да порой и просто по качеству изготовления, от своих зарубежных конкурентов. Вступление России в ВТО может значительно обострить конкуренцию на рынке госзакупок.

15-17 декабря 2011 года состоится VIII министерская конференция ВТО, на которой будет рассмотрен пакет документов, отражающий результаты переговоров России по вступлению в ВТО. Если они будут утверждены и ратифицированы Россией, появление зарубежных конкурентов в выполнении госзакупок станет ближайшей перспективной реальностью. Россия, правда, не присоединилась к соглашению ВТО «Соглашение о госзакупках», открывающему рынок госзакупок абсолютно всем иностранным поставщикам. Но это ближайшая возможная перспектива. И если вступление в ВТО еще не состоялось, то приход на рынок наших коллег из стран СНГ – реалии ближайших трех лет.

Первая «ласточка» прилетела из Санкт-Петербурга, где 18 октября 2011 года подписан договор о зоне свободной торговли. Этот документ подписали Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан. В соответствии с договором каждая из сторон предоставляет другим участникам соглашения те же условия, что и для отечественных компаний. Если сравнивать уровень зарплат специалистов из Таджикистана или Киргизии с российскими коллегами, то понятно, что наши спецы могут противопоставить только квалификацию и опыт, но это преимущество достаточно недолговечно. Единственное, что может слегка успокоить российские компании – это то, что договор необходимо оформить протоколами и завершить их создание в трехлетний срок.

Большое место в ФКС уделяется общественному контролю. В том числе со стороны ассоциаций, союзов, объединений и иных общественных организаций. Общественные организации вправе не только подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о ФКС, но и непосредственно направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов; осуществлять независимый общественный мониторинг и оценку хода осуществления закупок, в том числе оценивать процедуры закупки и итоги исполнения контрактов; обращаться и направлять материалы с предложениями о проведении проверок заказчиков и принятии соответствующих мер в государственные органы, уполномоченные на осуществление контроля за деятельностью заказчиков, и так далее.

Национальный союз лифтовых саморегулируемых организации (НСЛ СРО) уделяет большое внимание обеспечению защиты интересов членов Союза в органах государственной власти и общественных объединениях. Использование механизма общественного контроля ФКС должно стать одной из задач НСЛ СРО, в том числе и через созданный Национальный информационно-аналитический центр лифтовой отрасли (АНО «НИАЦ ЛО»), аккумулирующий информацию об отечественном лифтовом комплексе.

С проектом ФКС можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития России.

 

Обновлено 12.12.2011 15:31  

Перепечатка материалов официального сайта возможна при условии сохранения всех ссылок внутри текста и
наличии активной и индексируемой ссылки на lift.ru как источник