?????? ????????? ???????
Главная Статьи. Публикации. Аналитика Каждый участник лифтового рынка должен понимать правила

Каждый участник лифтового рынка должен понимать правила

На актуальные вопросы о деятельности лифтовой отрасли отвечает генеральный директор ЗАО Предприятие «ПАРНАС», член Совета Ассоциации «Российское лифтовое объединение» Эдуард Иосифович Кайзер.

 

- Как вы можете на данный момент оценить состояние лифтовой отрасли в России?

Лифтовая отрасль - сложный механизм. Лифтостроительные заводы, монтажные, обслуживающие и контролирующие организации.  «Средняя температура по больнице»– «троечка»!

Российские крупные отраслеобразующие лифтовые заводы трясет почти все. Банкротства одних заводов, капитальная модернизация других, причем через уничтожение всего наработанного и стабильного, еще и за закрытыми дверями, без информирования других участников рынка. Хочется верить, что новшества продуманы и делаются на благо отрасли.

Многочисленные разговоры о наднациональных Евразийских производителях, о новых заводах, при недозагруженности имеющихся производителей. Может быть я, да и практически все профессионалы, с которыми я общаюсь, чего-то не понимаем, может быть мы недоинформированы, но опыт работы, да и жизненный опыт подсказывают, что нет глубокой проработки темы, опять с нами проводят эксперименты и, когда непонятна цель новшества, в голову лезут странные мысли об истинном смысле перемен.

Монтажные и обслуживающие организации – заложники постоянных законодательных изменений, постановлений, с обязательным изыманием денежных знаков. То обязательные СРО - заплатили, а они уже не очень обязательные, то новые ЦОКи, то новые и новые ГОСТы, с не всегда правильными и аккуратными переводами с иностранных языков.

- На ваш взгляд какие существующие сейчас в отрасли проблемы являются наиболее актуальными?

Мы уже жили в период: «лебедь, рак и щука». Потом все успокоилось, вошло в русло. С 2019 года начались новые междоусобные войны.

Главное желание производителей лифтового рынка - обеспеченность работой. Главная цель потребителя продукции и услуг лифтового рынка - качество, умеренные цены и своевременность получения лифтового оборудования. Инструмент совмещения этих целей – развитие рынка, честная конкуренция его участников.

Каждый участник рынка должен понимать правила. Если рыночная конкуренция — это понятно; если плановая экономика, тоже понятно. А сейчас участникам рынка необходимо понимание нынешней ситуации на рынке производства лифтов. Лифтовое сообщество готово предложить и предлагает свое понимание правил лифтового рынка. А государство? Слышит ли государство профессионалов?

- Могли бы Вы подробнее раскрыть суть проблем производителей лифтового оборудования?

1. Государство, чиновники, не мешайте, не навредите.

2. Государство, чиновники, помогите добропорядочному производителю качественной и безопасной лифтовой продукции. Помогите очистить рынок от лифтовой халтуры из подвалов и сараев.

3. Для развития всегда нужны деньги, если решить первые два пункта, многое наладится и с третьим.

4. Саморегулирование отрасли не отрегулировано.

Тендеры и конкурсы… давно понятно — это зло, но с изменениями государство не спешит, и вновь в голову лезут мысли о том, зачем на самом деле эти процедуры нужны?! Это раз.

Два – качество проектных решений. Грамотных серьезных проектировщиков можно пересчитать по пальцам. Часто мы видим такое «проектирование», что плакать хочется. Что уж таить, зачастую раздел «Вертикальный транспорт» мы готовим для проектировщиков сами.

А дальше еще интереснее, проект проходит экспертизу, где «шаг влево, шаг вправо - расстрел». И все молчат, лишь бы получить заветное «проект согласован». А уж о том, чтобы вносить изменения в проект, и речи нет, даже если решения неактуальны, оборудование морально устарело, технологии давно ушли вперед. Но кому это интересно, если стоит «согласовано». Зачем проявлять инициативу, обивать пороги и предлагать лучшее, современное, рациональное, эффективное, если есть «согласованное»?!

Заводы разрабатывают новые лифты, но внедрить их, - ох, непростая задача. Ведь разговоры о типовых проектах для строительства социалки, ресурсном методе ценообразования, BIM-технологиях на уровне министерств ведутся много и давно, но никакого прорывного усилия пока не видно. И это три.

Еще один пример неэффективного регулирования. Государство выделяет приличные деньги на замены лифтов в государственных учреждениях. Предположим, что добросовестная организация выиграла этот тендер за «3 копейки», и тут начинаются «9 кругов ада» - сметы, планы работ, сто разрешений…но вот, круги пройдены, оборудование смонтировано. Казалось бы, остались процедурные мелочи и можно выдохнуть, ан нет! Тут самое веселое – приемка технического заказчика. И не дай вам Бог провести не 40 м. кабеля, как в смете, а 39; и анкеров установить на два меньше, - все! Доходит до абсурда, проще вбить рядом два анкера, чем доказывать рациональность своих действий. Регулирование для регулирования. И мы для него тоже!

- Последний год активно развивается и обсуждается вопрос так называемой «консолидации» производителей лифтов. Каково ваше мнение относительно этого?

Все производители лифтов находятся в жесткой конкуренции. Для консолидации производителей необходима либо заинтересованность конкурирующих сторон в консолидации, либо директивная государственная программа, которая потребует реализовать эту консолидацию директивно. Госплан?

Обратите внимание на порядок производства лифтов в СССР. Каждый лифтовой завод производил свою продукцию.

Могилевлифтмаш – лифты до 10 остановок, 320-400 кг, 0,71 м/с;

МОЭЛЗ (ныне ЩЛЗ) – лифты до 16 остановок, 500-630 кг, 1,00 м/с, глубокая кабина (ПП-0611)

КМЗ - лифты до 16 остановок, 320- 400 кг, 1,00 м/с; и 500-630 кг, 1,00 м/с, широкая кабина (ПП-0621)

СЛЗ (Екатеринбург) – все грузовые лифты.

Простая схема, хоть и «не рыночно», но довольно удобно. Не нахваливаю прошлое, просто размышляю. Вряд ли это возможно теперь. А впрочем? Если владелец крупных лифтостроительных заводов государство, оно может и так порешить. В Советском Союзе многое было неплохо. Специализация – отличный рычаг достижения высокой производительности и это не в СССР придумали.

Сомневаюсь, что при включении в ассортимент каждого завода всей номенклатуры лифтов, как сейчас, производительность, качество, цена будут оптимальными.  Если такие правила или похожие на «такие», то рынок без консолидации не сможет жить!

- Как вы могли бы оценить перспективы лифтовой отрасли в перспективе десяти-пятнадцати лет?

Лифт, как хлеб, нужен каждый день. Куда людям без хлеба? Никуда не денемся, все будет хорошо, не знаю как, но будет хорошо.

- Недавно было объявлено, что ДОМ.РФ обсуждает планы по строительству нового завода по производству лифтов на 40 тысяч лифтов. Отрасли действительно не хватает производственных мощностей, и необходимо их наращивание?

Тут уверен, что смысла нет! Производители и так недозагружены. Гораздо разумнее оживить Серпуховский завод и не «валить» КМЗ.

- А что мешает увеличению экспорта продукции производителей лифтов?

А что, есть что увеличивать? Не знаю примеров серьёзного экспорта наших лифтов, кроме давних примеров ЩЛЗ и КМЗ в страны «народной демократии», Кубу и т.д. Экспорту наших лифтов мешает, в первую очередь, отсутствие Варшавского договора, их невысокое качество, и еще, главное: не любят они нас…

Наши малые грузовые лифты ПАРНАС ЛМП, поверьте, ничем не уступают лифтам европейских производителей, а по некоторым характеристикам превосходят их. Мы на ПАРНАСе пытались начать продажи ближайшим соседям в Прибалтийские страны. Не получилось. Говорят: «Русские лифты не желаем! Подождем».

- Вы являетесь членом Совета Ассоциации  «Российское лифтовое объединение». Как вы полагаете, какие наиболее важные задачи стоят перед ассоциацией на сегодняшний день? Насколько эффективно удается их решать? Что мешает повышению эффективности работы Ассоциации «РЛО»?

Большая честь и истинное удовольствие работать вместе с единомышленниками, уважаемыми профессионалами российского лифтового бомонда. Очень важная задача «консолидация» отрасли, о которой мы говорили выше. «РЛО» должно найти интерес каждого завода в успешной деятельности других производителей. Парнас неоднократно поднимал вопрос о кооперации отрасли и специализации лифтовых заводов.

Если та глобальная специализация заводов, о которой я говорил выше, требует очень солидной проработки, то производство малых лифтовых форм, а это малые грузовые лифты, платформы для инвалидов и пр., точно не дело лифтовых грандов, а дело малого бизнеса, небольших специализированных заводов. Так давно решено в Европе. ОТИС, Шиндлер, КОНЕ не занимаются работами «по-маленькому», а с успехом перепоручили этот малый бизнес малым заводам BKG, SKG, Daldoss и т. д.

Пусть хоть с малой, но очевидной и выгодной всем заводской лифтовой специализации начнется «консолидация» отрасли. Разве питерский «ПАРНАС» или московский «Подий» хуже европейских заводов?!

По материалам сетевого издания «Лифт-Пресс.Ру»

Last Updated on Friday, 10 April 2020 12:47  

Перепечатка материалов официального сайта возможна при условии сохранения всех ссылок внутри текста и
наличии активной и индексируемой ссылки на lift.ru как источник