Слушания в Общественной палате Российской Федерации

Print

10 ноября прошли слушания в Общественной палате Российской Федерации, посвященные теме нахождения путей совершенствования законодательства о саморегулировании. Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский представил позицию консолидированного саморегулируемого сообщества строителей и объединения работодателей в строительной сфере деятельности Сахалинской области на этих слушаниях. Иван Дьяков, вице-президент Национального Лифтового Союза, принял участие в заседании и выступил в обсуждении ряда вопросов.

Совместно с Общественной палатой Российской Федерации, со-организаторами слушаний выступили Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация «ОПОРА РОССИИ», Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

Модератором слушаний выступил председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрий Сазонов.

Буквально с самого старта оживленного диалога, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Плескачевский отметил, что если бы не было таких подвижников саморегулирования, как Валерий Мозолевский, самого саморегулирования не было бы даже в том виде, в котором сейчас пребывает этот институт консолидированного предпринимательского сообщества.

В свою очередь, сам доклад Генерального директора Ассоциации «Сахалинстрой» только подчеркнул, что саморегулирование в том смысле, в котором его понимают во всем мире, и на что рассчитывал Президент России В.В. Путин, в России в данный момент отсутствует. Вместо него продолжает действовать и прогрессировать государственное регулирование предпринимательской и профессиональной деятельности, в частности в строительной области экономики, при котором каждый механизм и действие  регламентированы в законе.

— Саморегулируемые организации, а вместе с ними и Национальные объединения не идут на разработку реальных стандартов и правил саморегулирования, буквально «по любому чиху» обивая пороги курирующих министерств и Государственной Думы для подготовки и принятия все новых поправок и дополнений в профильные законы. Активного саморегулирования нет. Национальные объединения  и большинство саморегулируемых организаций, особенно межрегиональных,  до настоящего времени не хотят самостоятельно  принимать дополнительную ответственность и дополнительные государственные функции — резюмирует Валерий Мозолевский.

Меж тем, пока даже на Федеральном уровне власти, по мнению Валерия Мозолевского, о саморегулировании мало кто вспоминает и учитывает. Так, например, в двух стратегических отраслевых документах Федерального уровня – Стратегии инновационного развития строительной отрасли и Стратегии развития малого и среднего предпринимательства – отсутствует даже упоминание об институте саморегулирования.

Кроме того, в знаковом проекте Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации» отсутствует раздел о взаимодействии и передаче государственных и муниципальных контрольных и надзорных функций гражданскому обществу через саморегулируемые организации.

Видимо все это следует считать доказательством тому, что необходимость  становления и развития саморегулирования, в том числе, в сфере строительства, в России до настоящего времени практически на всех уровнях власти не воспринята должным образом.

Говоря о ключевых недостатках обсуждаемых проекта Концепции совершенствования механизмов саморегулирования и законопроекта по внесению изменений в базовый ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях», Валерий Мозолевский отметил, что в них не учтена роль развития саморегулирования в областях экономики, закрепленная Указом Президента РФ от 23 июля 2003 года № 824, как одного из пяти приоритетных направлений проведения административной реформы в России. Одновременно с этим, в ходе дискуссии неоднократно была упомянута важная миссия саморегулирования, закрепленная в программной статье Владимира Путина 2012 года «Демократия и качество государства», опубликованная в газете «КоммерсантЪ», где указано: «Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества России».

Выходит, что пресловутая тенденция к игнорированию президентских Указов образовалась гораздо раньше, чем принято считать. А именно, в развитие Указа Президента РФ № 824 от 2003 года вышла серия Постановлений Правительства России, которыми, в частности, предусматривается разработка индикаторов оценки развития саморегулирования на Федеральном и субъектном уровне, как одного из приоритетов административной реформы. На сегодняшний день эти индикаторы не выработаны, хотя именно они позволили бы сегодня стать мерилом становления и развития саморегулируемых организаций и саморегулирования на Федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.

Еще одна важная, но, к сожалению, неисполненная задача упомянутого Указа Президента – деятельность Федеральной и субъектных комиссий по проведению административной реформы по рассмотрению всех пяти приоритетных направлений, включая создание системы саморегулируемых организаций в областях экономики с вхождением в их составы представителей саморегулируемых организаций.

Конечно же, Концепция совершенствования механизмов саморегулирования, по нашему мнению, должна была быть рассмотренной и согласованной в субъектных комиссиях и в Федеральной Комиссии по проведению административной реформы и должна получить оценку ее соответствия положениям и требованиям упомянутого Указа Президента России, а также Постановлениям и Распоряжениям Правительства Российской Федерации, принятым в развитие требования этого Указа.

По нашему убеждению, основной причиной этого является логически необъяснимая централизация саморегулируемых организаций в крупных городах-миллионниках, работающих по правилам межрегиональных, чаще всего, коммерческих организаций. Разрушая целостность строительных комплексов субъектов Российской Федерации, межрегиональные квази-СРО, по нашему мнению, фактически подорвали исполнение упомянутого президентского Указа и поставили под сомнение исполнение задуманной административной реформы.

Вместе с тем, Валерий Мозолевский акцентировал внимание собравшихся на Постановлении Конституционного суда Российской Федерации № 12-ПП от 19.12.2005 года, в котором сказано: «Государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную деятельность обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности». Позиция выступающего сводится к элементарному – если государство делегирует свои функции саморегулируемым организациям, то в руководстве этих саморегулируемых организациях и в Национальных объединениях не должно быть случайных людей. На финансовом рынке это прекрасно понимают, поэтому при переходе на саморегулирование, законотворцами было предусмотрено обязательное согласование кандидатур на должность единоличного исполнительного органа с Центробанком. В строительстве, напомним, квалификационные требования к персоналиям в органах управления СРО по-прежнему отсутствуют, как и отсутствует обязанность согласования с исполнительными органами власти на необходимом уровне кандидатур для выбора руководителей на общих собраниях СРО, что дает широкое поле для назначения подставных или сугубо номинальных лиц на должности руководителей исполнительных и коллегиальных органов управления СРО.

По материалам сайта ssros.ru

Last Updated on Thursday, 12 November 2015 15:54